воскресенье, 1 января 2012 г.

3 Межрегиональный конкурс (2007-2008 учебный год)

Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» в 2008 году прошёл уже в третий раз. Как и в предыдущие годы, он прошёл в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области», которая в этом году прошла уже в 15-й раз.
Цель конкурса: содействие формированию у молодёжи экологического мышления и комплексного подхода к решению проблем окружающей среды на основе фактических данных о её экологическом состоянии, полученных с использованием инструментальных исследовательских методов и оборудования, в частности производства ЗАО «Крисмас+». В состав оргкомитета конкурса традиционно входят представители: Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
Конкурс за эти годы доказал свою востребованность, стал традиционным и занял свою нишу в образовательной среде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Без владения инструментальными методами исследования невозможно выполнение исследовательских работ высокого уровня. Если школьники знакомы с инструментальными методами, то им будет легче продолжать исследовательскую работу в вузах.
ЗАО «Крисмас+» производит и поставляет материально-техническое и методическое оснащение для проведения инструментальных исследований. Это учебно-методический комплекс «Экологический практикум», который благодаря своей универсальности, многопредметности и функциональности, получил рекомендательный знак Федерального экспертного совета по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения (удостоверение №12 от 29 сентября 2004 г.), имеет сертификацию на соответствие педагогическим, эргономическим, эстетическим требованиям системы «УЧСЕРТ» Российской академии образования. Все изделия, входящие в состав учебно-методического комплекса «Экологический практикум», выполнены на уровне современных требований к продукции учебно-научного назначения и соответствуют научно-педагогическим, эстетическим, эргономическим, техническим требованиям. Применение учебных изделий безопасно для детей и взрослых, а сами изделия имеют высокие потребительские качества и современный внешний вид. Учебно-методический комплекс и его отдельные компоненты снабжены эксплуатационной документацией (технической инструкцией и паспортом), а также методическими указаниями по применению в образовательном процессе для учителя (преподавателя) и дидактическим материалом для обучаемых. Поэтому закономерно, что конкурс так называется.
За прошедшие годы у конкурса появились постоянные участники, свои традиции. Традицией стало и то, что в этом конкурсе наряду с учреждениями, «лидерами» экологического движения, участвуют и школы, которые делают первые шаги в этом направлении и организаторы делают всё возможное, чтобы конкурс был удачной стартовой площадкой для участия в конкурсах более высокого уровня.
Однако были и некоторые особенности, которые отличали конкурс этого года от предыдущих.
Во-первых, конкурс стал межрегиональным, т.е., предусматривалось участие других регионов северо-запада России. Так, впервые в конкурсе принимали участие воспитанники экологического кружка Детского эколого-биологического центра им. А.И.Антропенковой города Сортавала республики Карелия.
Во-вторых, отбор работ на конкурс был более тщательным: от учреждения принималось не более 3 работ, получивших наивысшую оценку на школьной, либо районной конференции.
В-третьих, работы на конкурс принимались при условии, если в ходе её выполнения использовались инструментальные методы исследования. Например, исследовательская работа может быть связана с визуальными методами оценки антропогенного воздействия на местность (количество свалок на территории своего района, занимаемая площадь, объем, места наибольшего скопления). В таком случае для участия в конкурсе необходимо количественно оценить влияние этих свалок на водные объекты, почву, грунтовые воды, атмосферный воздух, а также влияние и других источников, используя полевые и лабораторные методы определения загрязняющих веществ.
Таким образом, по сравнению с первыми двумя конкурсами произошёл рост не столько количества, сколько качества работ и подготовки участников.
Как уже упоминалось выше, конкурс занял свою нишу в образовательном пространстве региона. Этому имеются множество подтверждений. Многие участники конкурса при выполнении исследовательских работ совершенствовали свои теоретические знания и практические умения в экологических лагерях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выступали на других конференциях и олимпиадах. Большинство участников выполняли исследовательские работы на базе своих образовательных учреждений, творческих объединений, а некоторые – даже с участием научно-исследовательских лабораторий.
Традиционно работы оценивались в 2 этапа: оценка письменной работы и представление доклада на конференции. Как показал опыт, эти оценки могут быть разными. К примеру, очень интересная и актуальная работа может быть грамотно оформлена, а доклад представлен не очень качественно.
Поскольку к конкурсным материалам и докладу предъявлялись определенные требования, для педагогов – руководителей исследовательских работ по традиции был проведён установочный семинар, на котором были подробно рассмотрены вопросы:
• Порядок участия в конкурсе,
• Структура исследовательской работы, оценка письменной работы,
• Представление работы (доклад, мультимедийная презентация и стендовый доклад, их взаимосвязь), оценка доклада,
• Типичные ошибки при написании исследовательских работ и при представлении работы во время доклада.
Особое внимание уделялось ошибкам, которые допускали участники прошлых лет, а также участники других конкурсов и олимпиад.
Организаторы сделали всё возможное для того, чтобы ошибки участников прошлых двух конкурсов, а также участников других конкурсов и олимпиад как можно меньше повторялись.
Кроме участия в семинаре педагоги также подходили и на индивидуальные консультации в течение всего времени приёма заявок и работ.
19 апреля 2008 года на базе Эколого-биологического центра «Крестовский остров» состоялась конференция, на которой участники на секциях представили свои доклады по работам. В третьем конкурсе приняло участие 120 школьников из 35 образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Карелия, которые представили на суд жюри 65 исследовательских работ. Секции были традиционные: «Химико-экологические исследования окружающей среды» и «Комплексные исследования природных объектов». Коллективы представили в качестве иллюстративного материала мультимедийные презентации, фото- и видеоматериалы, методические рекомендации. Неизменными остались и объекты исследования: водные объекты (большие и малые реки, озёра от небольших и до самого большого в нашем регионе – Ладожского), почвы, воздушный бассейн городов и населенных пунктов. Из работ по-прежнему видно, что Санкт-Петербург как мегаполис оказывает серьезное воздействие на природу, на здоровье жителей.
Среди представленных работ жюри выбрало самые лучшие и рекомендовало отметить их дипломами различных степеней.

Победители награждены дипломами, ценными призами и подарками от ЗАО «Крисмас+» – образцами портативных комплектов (учебное оборудование для экологического практикума и учебно-исследовательской работы) и учебно-методической литературой.
Награждение состоялось 5 июня 2008 г во Дворце Труда в рамках заключительного мероприятия региональной акции «Дни защиты от экологической опасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 2008».


Победители III конкурса



Секция «Химико-экологические исследования окружающей среды»:
• Анализ результатов наблюдений за экологическим состоянием реки Карасты. Авторы: Бельская Н., Наумова З., ЦДТТ «Город Мастеров». Руководитель – Быстрова Н.Ф. (Диплом I степени)

• Исследование эффективности очистки питьевой воды фильтром «Гейзер -3». Авторы: Ануров М., Николаев Р., школа № 252 Красносельского района Санкт-Петербурга. Руководитель – Михеева О.С. (Диплом II степени)

• Оценка экологического состояния прудов парка «Сергиевка» по контролю приоритетных загрязнителей. Авторы: Сапежко И., Иващенко Е., Сапежко Ю., ДДТ Петродворцового района; школа № 416. Руководитель – Надпорожская М.А. (Диплом III степени)

• Береговой портрет Невы (результаты экспедиции по Неве 12-15 сентября 2007 г). Авторы: Громова Е., Пудышева М., лицей № 273 Колпинского района. Руководитель – Архипова Е.В. (Диплом III степени)


Секция «Комплексные исследования природных объектов»:
• Экологический мониторинг Разметелевского сельского поселения. Авторы: Финогенова Т., Майкова А., Проскурин М., Разметелевская средняя школа Всеволожского района Ленинградской области. Руководитель – Львова Т.П. (Диплом I степени)

• Комплексная оценка антропогенного воздействия на территорию пейзажно-скального музея-заповедника «Парк Монрепо». Автор: Рудаков В., Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской области. Руководитель – Рассахатская Н.А. (Диплом II степени)

• Характеристика водорослей как одного из факторов эвтрофирования водоемов. Автор: Агафонова А., Киришский дворец детского и юношеского творчества. Руководитель – Гарина Н.С. (Диплом II степени)

• Изучение микробиологических показателей воздуха в школьных помещениях. Автор: Фанта А., лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга. Руководитель – Мальцева Г.П. (Диплом III степени)

• Соя – продукт 21 века. Авторы: Сакова И., Машлаковская Ю., Токарева К., лицей №150 Калининского района Санкт-Петербурга. Руководитель – Армер И.Я. (Диплом III степени)

• Мониторинг экологической оценки почвенного покрова прибрежной зоны Муринского ручья. Авторы: Шемелина Е., Телепина М., ДЭБЦ «Петербургская усадьба», Санкт-Петербург. Руководитель – Корнилова Л.И. (Диплом III степени).


Сборник материалов победителей III конкурса


Официальный сайт конкурса - http://www.eco-konkurs.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий